Подготовка к заданиям в части В
Задания на определение исторического деятеля, события, документа (часть B, часть «С», задание С1) выполняются путём выявления и анализа ключевых слов. Необходимо обращать внимание на «слова-маркеры», которые несут в себе информацию об эпохе и исторических событиях. Это могут быть упоминаемые исторические лица, события, учреждения (например – боярская дума или министерства, народные комиссариаты и т.д.), термины и вообще язык документа (язык петровской эпохи и вообще 18 в. отличается от языка 16 – 17 в., так же как и древнерусский стиль). Такими ключевыми словами, если речь идёт о историческом деятеле, могут быть: - устойчивая историческая характеристика, включающая личные качества и политические предпочтения; - факты биографии, обстоятельства правления или деятельности («русский Гамлет» о Павле I, «безродный выскочка» о М.М. Сперанском); - историческая обстановка, ссылка на исторические события или мероприятия. «Будучи поклонником законности, справедливости и правового порядка, он, однако, не проявлял достаточной выдержки и самодисциплины, мало уважал личное достоинство окружающих, а иногда, отдаваясь припадкам раздражения и гнева, проявлял дикую и совершенно излишнюю жестокость, как в чёрные дни массовых казней московских стрельцов». «Юный и слабый, царь мог удержаться на престоле только благодаря постоянной поддержке «Всей Земли», в лице «Совета всея земли», который заседал почти непрерывно в течение первых десяти лет царствования». «Целый ряд сотрудников царя проявляют интерес к Западу и говорят о необходимости сближения с ним. Матвеев, в доме которого воспитывалась вторая жена царя, устроил весь свой дом на «немецкий манер» и развлекал царя «заморскими» новинками и театральными представлениями. «Немецкие» моды и манеры стали входить в обычай среди москвичей – до такой степени, что это испугало благочестивого московского царя».«Он любил московскую старину, чтение церковных книг, тихую, спокойную жизнь. Он вовсе не любил военного дела и лишь нехотя, по принуждению, помогал отцу в его трудах и заботах. Все противники реформ смотрели на него как на будущего избавителя от несносного ига, наложенного на весь народ войнами и другими предприятиями отца». Так, в приводимом ниже высказывании на личность царя Алексея Михайловича указывают ссылки на начальный период европеизации, непоследовательное и осторожное отношение монарха к «немецким» привычкам и обычаям, факты биографии: В другом высказывании на личность Алексея Петровича Романова указывает противопоставление отца-реформатора и «московской старины», которой отдавал предпочтение его сын: «Он любил московскую старину, чтение церковных книг, тихую, спокойную жизнь. Он вовсе не любил военного дела и лишь нехотя, по принуждению, помогал отцу в его трудах и заботах. Все противники реформ смотрели на него как на будущего избавителя от несносного ига, наложенного на весь народ войнами и другими предприятиями отца». Определите, о ком идёт речь. Аргументируйте ответ. 1. Он являлся одной из наиболее харизматических фигур русской революции. Противники обвиняли его в том, что он сам назначил себя в состав Временного правительства, хотя и не был весной 1917 г. в числе его лидеров, занимая скромный пост … (назвать). Летом 1917 г. он казался многим, особенно после июльских событий, лидером русской демократии, однако остался в истории «главноуговаривающим», а в глазах правых и военных кругов - предателем и демагогом. История помнит ему не провозглашение республики, а костюм сербского офицера и машину американского посла. 2. Одна из наиболее ярких фигур российской социал-демократии, он не был в 1917 г. даже большевиком, что не помешало ему стать не только руководителем Петроградского совета, но и выступить, наряду с Лениным, в роли организатора Октября, а затем – одного из лидеров Советского правительства. 3. Человек с душой льва и мозгами осла, как характеризовал его генерал Алексеев. Первый революционный командующий Петроградским округом, по приказу которого был арестован царь, он остался в истории как несостоявшийся военный диктатор и организатор белого дела.
|